Рейтинг статьи: 5,00
Загрузка...
Анализ конкурентов важен для любого бизнеса, но в электронной коммерции он играет решающую роль. Мониторинг лидеров выдачи имеет стратегическое значение на разных этапах: от разработки структуры сайта до его последующей оптимизации. Для успешных проектов анализ конкурентов — это во многом непрерывный процесс. Он позволяет отслеживать логику ранжирования Google и «Яндекс» и понимать, какие методы поисковой оптимизации работают лучше всего. О том, на каких параметрах следует фокусироваться при анализе сайтов и как это правильно делать — рассказываем в нашем материале.
Первое, что важно понимать — речь идет об анализе конкурентов в поисковой выдаче, которые не всегда оказываются оппонентами в оффлайне. Небольшая компания, которую в реальности никто не будет расценивать как коммерческую угрозу, может удерживать топ выдачи, ранжируясь лучше, чем бренды с непомерно бо́льшими финансовыми оборотами. Поэтому выборку конкурентов производят не на основе коммерческих данных, а анализирую выдачу по конкретным поисковым запросам.
Самый простой способ это сделать — провести ручной сбор информации. Вы вбиваете в Google и «Яндекс» главные ключевые слова, по которым продвигается сайт, и анализируете первые 10-15 сайтов, выдающиеся в каждой из систем по основному запросу. При помощи простых и доступных плагинов для SEO-анализа, например SimilarWeb, SEO & Website Analysis и др, прямо из браузера анализируют трафик каждого ресурса и возраст домена, таким образом более точно понимая имеет ли смысл расценивать сайт в качестве конкурента или нет.
Подобная механика является весьма примитивной и занимает много времени. Поэтому специалисты проводят сбор информации при помощи более серьезных инструментов SEO-анализа — Semrush, Ahrefs, Serpstat. Такие многофункциональные SEO-платформы в несколько кликов выдают полный список конкурентов по заданному домену и подтягивают дополнительные сведения о каждом из них: показывают количество общих и уникальных ключевых слов, динамику роста и т.д.
Создание выборки сайтов-конкурентов по конкретным поисковым запросам — это только начало. Дальше важно понять механизмы их успешного ранжирования, для этого каждую из площадок исследуют по ряду параметров.
Анализ семантической матрицы позволяет пролить свет на множество вопросов, связанных с поисковым ранжированием. Для этих целей можно использовать уже упомянутые инструменты — SEO-платформы Semrush, Ahrefs, Serpstat и другие сервисы. Проанализировав семантический профиль оппонентов, вы поймете, насколько полноценным является ваше ядро и нужно ли его расширять. Также вы сможете увидеть, по каким запросам ранжируются сайты лидеров выдачи, но не ранжируются ваши страницы — в этом случае важно понять причину такой ситуации и попытаться ее устранить. Сравнение семантики дает наглядное представление, где вы не дотягиваете по ассортименту и в каком направлении перспективнее всего расширяться.
Анализ семантического ядра дает важную информацию о структуре сайтов из топа выдачи. Вы сможете понять, не только логику общей организации этих проектов, но и то, какая стратегия продвижения оказывается наиболее эффективной в конкретной нише. Например, какие страницы целесообразно оптимизировать под высокочастотные запросы, а какие под низкочастотные. Как лучше расширять структуру eCommerce-сайта: тегированными страницами, фильтрами или другими решениями. Какие разделы эффективнее генерируют трафик и присутствуют ли они на вашем сайте. На все эти и другие критически важные для SEO вопросы, вы сможете получить ответы, исследовав структуру сайтов из топа выдачи.
Вам также может быть интересно:
Почему структура сайта — ваше все
Оформление Title, Description, заголовков страниц H1, Н2 и т.д. подчиняется общим правилам, о которых мы подробно рассказывали в своих статьях. Эти требования стандартные, но в разных коммерческих нишах могут быть свои нюансы. Поэтому не лишним будет проанализировать, как оформлены метаданные главной, категорий/подкатегорий, теговых страниц и т.д. у сайтов из топа выдачи по вашей теме.
В первую очередь имеет смысл сфокусироваться на ключах в Title и H1. Понять, одинаковые или разные вхождения используются в обоих тегах, какой частотности эти ключи, в каком количестве и какой словоформе их вписывают в каждый из заголовков. Сопоставив метаданные разных страниц, вы поймете, какой метод создания тегов применяют оппоненты — генерируют автоматически или прописывают вручную.
Информация в сниппетах также имеет значение при анализе конкурентов. Здесь мы рекомендуем обратить внимание на особенности создания Description: его размер, способ генерации, на присутствие ключевых слов и их плотность. Отдельный аспект — внедрение микроразметки, благодаря которой в сниппет подтягивается дополнительная информация, представляющая ценность для пользователей и поисковых роботов. Грамотный анализ этих моментов позволит взять на вооружение успешные стратегии оптимизации метаданных, которые хорошо работают именно в вашей коммерческой нише.
Контент — один из ключевых компонентов поискового продвижения. Ваша задача — внимательно изучить содержание разных страниц конкурентов и понять, при помощи каких стратегий они добиваются эффективного ранжирования. Неочевидных моментов в вопросах, касающихся контента, довольно много. Чтобы действовать последовательно и максимально эффективно, мы рекомендуем анализировать каждую группу страниц отдельно.
Главная. Эта страница является не просто фасадом любого сайта и его навигационным центром, но и играет одну из ключевых ролей в вопросах поискового продвижения. Главная сосредотачивает на себе основной процент внешних ссылок, активно генерирует поисковой трафик и распределяет свой немалый вес по сайту. Именно с нее начинается оптимизация любого коммерческого проекта.
Анализируя наполнение главной у конкурентов, первым делом вам следует сфокусироваться на трех моментах: размере текста, использовании заголовков H1, H2, H3 и ключах (их количестве, частотности, особенностях вхождения). Не лишним будет обратить внимание на использование изображений, качество написания самого текста, совместимость между собой ключевых запросов.
Категории/подкатегории/теговые страницы. К текстам в товарных рубриках поисковые алгоритмы проявляют особое внимание, поэтому с наполнением этих разделов стараются работать максимально аккуратно. Первым делом важно оценить размещают ли вообще ваши конкуренты тексты на таких страницах — сегодня для продвижения товарных рубрик это вовсе необязательно. Если используют — ваша задача проанализировать, в какой части страницы они размещают текстовый блок, какой он по качеству и как отформатирован, сколько символов в среднем содержит описание, как конкуренты обращаются здесь с ключами.
Карточки товаров. Важность текстовых описаний на этих страницах многими сеошниками также ставится под сомнение. Изучив содержимое карточек у лидеров выдачи, вы сможете убедиться, стоит ли вам выделять ресурсы на создание описаний или нет. А вот чем точно нельзя пренебрегать — информативными таблицами с характеристиками товара, качественными изображениями, мультимедийным контентом, например видеообзорами. Внимательно изучите, как эти аспекты реализованы на топовых сайтах.
Вам также может быть интересно:
Что мешает карточке товара продавать?
Раздел со статьями. Это еще один важный кластер для анализа. Обратите внимание, как часто конкуренты выкладывают публикации, сколько символов в среднем содержат их тексты, каков объем статейной массы на сайте, оптимизирована ли она под ключи и какие запросы используют в публикациях.
Анализ внешнего ссылочного профиля поможет понять, какие принципы линкбилдинга используют ваши конкуренты. Количество ссылающихся страниц и доменов можно определить с помощью довольно простых инструментов, например браузерного приложения SEO & Website Analysis и ему подобным. Более серьезные программы, такие как уже упомянутые Ahrefs или Serpstat смогут предоставить расширенный свод информации. К примеру, они могут структурировать ссылающиеся домены по регионам и выгружать анкор-листы каждого сайта. Последнее особенно важно, т.к. вы наглядно оцените механику их продвижения анкорными ссылками. Таким образом, изучив ссылочные стратегии конкурентов, вы узнаете, насколько разнообразен их внешний профиль, на сайтах какой тематики они размещаются, как работают с коммерческими вхождениями, какие домены используют в качестве доноров.
Грамотная внутренняя перелинковка — один из важнейших факторов внутренней оптимизации сайта. Связка разных страниц при помощи гиперссылок правильно распределяет ссылочный вес по сайту и улучшает поведенческие факторы, поскольку пользователи активно переходят по разделам. Все это напрямую влияет на ранжирование. Ваша задача — проанализировать, какие форматы перелинковки используют конкуренты на своих сайтах. Ссылки могут проставляться в текстах на страницах категорий, из рубрик фильтра, блоков для кросс-продаж и т.д. Не лишним будет обратить внимание на наличие сквозных ссылок и навигационной цепочки из «хлебных крошек». Если ваши конкуренты используют эти решения — о них имеет смысл подумать и вам.
О том, как скорость загрузки влияет на ранжирование и почему любая стратегия продвижения является бессмысленной, если у вас медленный сайт — об этом мы неоднократно рассказывали в наших статьях. Узнать, как быстро грузятся страницы конкурентов — главная, категории и подкатегории, товарные карточки и другие разделы — можно при помощи доступных программ, например гугловского инструмента PageSpeed Insights, инструментов GTMetrix, WebPageTest и пр. Если ваша скорость заметно уступает показателям конкурентов — ее оптимизация должна стать приоритетной задачей. Преимущество PageSpeed Insights заключается в том, что помимо простого расчета скорости алгоритм дает персонализированные рекомендации по ускорению сайта: отдельно для десктопных и мобильных версий.
При SEO-анализе конкурентов важно знать, в том числе, и о технических аспектах их сайтов. Наиболее доступный инструмент для решения этой задачи — хромовский плагин BuiltWith Technology Profiler. В несколько кликов он дает развернутую информацию о типе используемой CMS, фреймворках, функциях JavaScript, анализирует библиотеки, контент и другую полезную информацию, касающуюся технической стороны сайта.
Существуют инструменты, которые позволяют анализировать рекламные стратегии конкурентов. Функционал того же Serpstat способен предоставлять информацию о самых эффективных ключевых словах, рекламируемых посадочных страницах, текстах объявлений и их позициях; отдельно рассчитывается стоимость клика и бюджет рекламной кампании. Изучение рекламы конкурентов позволит перенять приемы, которые увеличат коммерческую отдачу от ваших вложений в платный трафик.
Исследование SMM-стратегий поможет понять, какой канал лучше работает в вашей нише и на развитие какой соцсети целесообразно делать ставку. Для этого изучают количество и активность подписчиков на разных социальных платформах: узнают насколько активно они лайкают, репостят и комментируют посты. Проведя такой анализ, вы сможете перенять стратегии эффективного SMM и понять, какой контент находит наибольший отклик у аудитории.