Рейтинг статьи: 5,00
Загрузка...
Борьба за позиции в топе требует упорной и планомерной работы. Для некоторых недобросовестных конкурентов это кажется малопривлекательным занятием, и вместо того чтобы продвигать сайт методами белого SEO, они придумывают изощренные способы, как выжить оппонентов из выдачи. Это явление получило название негативное SEO. Под ним понимают набор действий из арсенала черной оптимизации, цель которых — подрыв поискового рейтинга конкурента и ухудшение его позиций в выдаче. В этой статье мы расскажем об основных методах негативного SEO и, главное, о том, как эффективно обезопасить свой бизнес от происков недобросовестных конкурентов.
В современном интернете, где порядок в поисковой выдаче контролируют строгие антиссылочные алгоритмы Penguin и «Минусинск», самый простой способ причинить вред чьему-то сайту — потопить его спамными бэклинками. Это мощная и эффективная тактика, которой активно пользуются недобросовестные конкуренты. Не в последнюю очередь эта схема популярна благодаря своей доступности. Сегодня несложно найти фрилансера который за мелкий прайс выполнит такую черную работу. Тем более для того, чтобы завести сайт под Penguin или «Минусинск» не нужно прикладывать больших усилий. Алгоритмы очень чувствительны к некачественным ссылкам — десяток-другой сомнительных бэклинков уже могут гарантировать проблемы сайту.
Вам также может быть интересно:
Penguin и «Минусинск»: сравнение антиссылочных алгоритмов
Ошибочно думать, что антиссылочные фильтры накладываются только за ссылки с подозрительных доменов, например, онлайн-казино или площадок 18+. К проблемам может привести любая чрезмерная активность — когда ссылки размещают часто, в большом количестве, на нормальных, но нерелевантных сайтах.
Атака конкурентов может быть и более утонченной. В этом случае бэклинки проставляют на тематически релевантных площадках, таким образом, чтобы ссылки выглядели максимально естественными. Но в качестве доноров используют ресурсы с плохим трастом, дискредитированным ссылочным профилем и т.д. Обратная связь с такими донорами подрывает репутацию сайта-реципиента.
Еще более изощренный способ из арсенала негативного SEO — атака анкорными ссылками, к которым поисковые системы относятся особенно настороженно. Переспам анкором считается самым коротким путем попадания под Penguin и «Минусинск».
Предотвратить ссылочные атаки, в принципе, невозможно, поскольку нельзя запретить ставить ссылки на сайт. Но ни один недоброжелатель не сможет нанести вам реальный вред, если вы систематически мониторите свой ссылочный профиль, следите за уведомлениями в вебмастере и отслеживаете другие метрики. На графике любая подозрительная активность всегда заметна невооруженным глазом.
Не обходят вниманием эту проблему и в «Яндексе». По уверениям руководства, при проектировании «Минусинска» была предусмотрена вероятность использования алгоритма недобросовестными конкурентами, и разработчики исключили возможность подобных манипуляций. Как именно это реализовано в «Минусинске», и какие гарантии защиты предоставляет российский поисковик — на этот счет, насколько мы знаем, не было никаких комментариев.
Это сделать несложно, достаточно постоянно мониторить ссылочный профиль. Направленный взрыв линков легко отследить на графиках Яндекс.Метрики и Google Search Console. Это же можно сделать с использованием сторонних инструментов — Ahrefs, Majestic и пр.
Резкий скачок бэклинков — всегда повод насторожиться. В этом случае необходимо проанализировать, откуда генерируются переходы. Первым делом проверяют, не стоят ли бэклинки на ресурсах категории 18+ или же сайтах, тематически не связанных с вашей площадкой. В 90% случаев атака проводится именно с таких «помойных» ресурсов, поскольку разместить ссылки на них намного проще.
Реже происки конкурентов камуфлируют под естественный прирост ссылок. Поэтому если вы видите резкое увеличение бэклинков даже с сайтов смежной тематики, не лишним будет проверить базовые параметры качества доноров: количество проиндексированных страниц, траст, ссылочный профиль. Как это сделать — мы подробно рассказывали здесь. И, наконец, последнее, что стоит проверить — какого типа ссылки ведут на ваш сайт. Если это анкорные бэклинки, содержащие спамные коммерческие вхождения — с большой долей вероятности вы имеете дело с происками конкурентов, которые не пожалели сил и средств на то, чтобы выжить вас из выдачи.
До попадания в индекс вредные ссылки не представляют никакой опасности для вашего сайта. Скорость их обработки роботами зависит от индексирования сайта-донора. Сразу скажем, что мусорные ресурсы, с которых чаще других производятся атаки, поисковые роботы обходят нечасто. Обнаружив большое количество некачественных ссылок важно предпринять необходимые меры.
Вам также может быть интересно:
Линкбилдинг без рисков. Как обезопаситься от ссылочного взрыва?
В Goоgle этот вопрос решается максимально просто. Благодаря инструменту Disavow Links Tools можно вручную отклонить подозрительные ссылки, и они не будут учитываться при ранжировании вашего сайта.
В «Яндексе» все несколько сложнее. Хоть в компании и уверяют, что алгоритм распознает подобные атаки, все же не лишним будет отправить в службу поддержки вебмастеров жалобу на сомнительные бэклинки. Параллельно с этим можно разослать просьбы владельцам доменов удалить ссылки на ваш сайт.
По аналогии со ссылочным взрывом конкуренты могут потопить ваш сайт накруткой поведенческих факторов. В свое время «Яндекс» объявил без преувеличения священную войну этой манипуляции, и накрутка стала табуированным словом в среде оптимизаторов. Сегодня использование подобных приемов — верный путь оказаться на самых далеких задворках поисковой выдачи. Этим не брезгуют воспользоваться беспринципные конкуренты. Несмотря на то, что каждый мало-мальски осведомленный оптимизатор знает, чем чреваты накрутки, в Рунете до сих пор хватает сервисов, которые за небольшой прайс проведут на сайте автоматическую или ручную симуляцию поведенческих факторов.
Вам также может быть интересно:
На сайте упал или перестал расти трафик. Что делать?
Отследить факт накрутки также несложно, для этого достаточно регулярно мониторить Яндекс.Метрику. Обычно такая атака проявляется в виде спонтанного роста органического трафика или увеличения переходов по ссылкам. В большинстве случаев накрутка идет из поиска по конкретным запросам. На графике это видно невооруженным взглядом.
Для подтверждения факта накруток смотрят дополнительные метрики. Обычно рост визитов сопровождается уменьшением глубины просмотров, снижением времени, проведенным пользователями на сайте, увеличением процентов отказов. Если вы наблюдаете такую подозрительную динамику — обязательно уведомляйте об этом службу поддержки.
Особо беспринципные конкуренты могут прибегать к такому заморочливому способу пессимизации, как удаление ссылок, передающих хороший траст вашему сайту. Эта манипуляция не пользуется столь широкой популярностью как накрутки или ссылочные взрывы, но факт ее наличия — это не страшилки, а реальная практика в Рунете. Удалить ссылку с трастового донора можно одним единственным способом: представиться фейковым владельцем сайта-реципиента и под каким-либо предлогом попросить снять бэклинк, например, сказав, что изменился интент страницы и линк больше нерелевантный.
Чтобы не стать жертвой такого мошенничества, необходимо постоянно следить за динамикой потерянных ссылок. Мониторинг бэклинков проводят при помощи специальных анализаторов.
Неестественная динамика может проявляться в резкой и массовой пропаже ссылок либо, наоборот, ссылки могут удаляться медленно, но последовательно. При пропаже трастовых бэклинков следует как можно раньше связаться с модераторами сайтов-доноров, и уточнить у них причину снятия ссылки. При подтверждении факта мошенничества — попросите вебмастеров восстановить удаленные линки.
Поскольку вычислить недоброжелателя в большинстве случаев не представляется возможным, единственное, что можно предпринять — превентивные меры. Определите самые трастовые бэклинки в вашем ссылочном профиле, и разошлите владельцам сайтов письма. В них опишите проблему и попросите не реагировать на возможные обращения с просьбой удалить ссылки. Продолжайте внимательно отслеживать дальнейшую ситуацию.
Если вы создаете хороший контент, рано или поздно его начнут заимствовать — таковы реалии Рунета. Сама по себе копипаста не является примером негативного SEO, поскольку перепубликованный текст в большинстве случаев не влияет на позиции первоисточника в выдаче. К тому же такой текст легко обнаружить и попросить владельцев сайта либо удалить не принадлежащий им материал, либо проставить активную ссылку на первоисточник.
Под негативным SEO понимают, главным образом, кражу непроиндексированного контента. Механика этого процесса может быть самой разной: от ручного копирования только что опубликованных текстов до автоматического воровства при помощи вредоносных скриптов или парсеров.
В отличие от обычной копипасты в этом случае сайту уже наносят существенный вред. Для поисковых систем ваш оригинальный контент будет выглядеть как дубликат. Это приведет к тому, что в лучшем случае тексты не принесут никакой пользы для продвижения, а в худшем — будут занижать позиции сайта в выдаче. В большинстве случаев владельцы сайтов, у которых крадут контент, долгое время не догадываются об этом.
Поскольку эта проблема существует не первый день, поисковые системы предусмотрели механизмы, противодействующие воровству контента. В Яндекс.Вебмастере есть инструмент «Оригинальные тексты». Загрузив в него перед публикацией свой уникальный текст, вы уведомите поисковые алгоритмы о том, кто является первоисточником. В Google для связи авторов с их контентом используют атрибуты rel=author и rel=publisher.
Но даже эти механизмы защиты не дают стопроцентных гарантий, что ваше SEO не пострадает от происков контент-воров. Поэтому в качестве предупредительных мер не лишним будет предпринимать следующие действия:
Речь идет об атаках, затрагивающих техническую сторону сайта, но почти всегда отголоском этих проблем является проседание сайта в выдаче. Таким образом, взломы, DDoS и вирусы вполне уместно причислять к инструментам негативного SEO. Мы не будем подробно останавливаться на этих атаках, т.к. каждая из них заслуживает как минимум отдельного цикла статей.
Чтобы защитить свой проект от подобных проблем, нужно пользоваться услугами надежных хостинг-провайдеров и проводить самостоятельный мониторинг технических параметров сайта. Поскольку далеко не все способны делать это на должном профессиональном уровне, наша компания внедрила услугу удаленного технического мониторинга. В зависимости от выбранного пакета, вы получаете фиксированное количество часов, которые наш программист будет уделять вашему проекту: мониторить его работоспособность на уровне кода, настраивать и оптимизировать технические компоненты, отслеживать DDoS-атаки, попытки взлома, сканировать сайт на вредоносные скрипты и многое другое.
Интернет-маркетинг в инфографике от Артизан Тим.