Рейтинг статьи: 5,00
Загрузка...
После того как в начале года Google обновил свой основной поисковый алгоритм о таком отчасти забытом явлении как каннибализация снова заговорили в среде сеошников. Проблема, которая всегда считалась относительно безобидным недочетом внутренней оптимизации, после апдейта стала представлять реальную угрозу для продвижения сайтов с небезупречной SEO-архитектурой. О том, что такое каннибализация, какой она бывает, как обнаружить и избавиться от этой проблемы — рассказывают специалисты Artisan-Team.
Это ситуация, когда несколько страниц сайта отвечают на один и тот же запрос. Важно понимать, что речь не идет о дублях — полностью идентичных документах. Как правило, это разные страницы с уникальным контентом, но оптимизированные под одинаковый или очень похожий запрос. Каннибализм ключевых слов зачастую происходит непреднамеренно. По мере расширения информационной архитектуры нередко появляются страницы, имеющие одно и то же ключевое вхождение в тайтле, внутренних заголовках и якорном тексте.
В таком случае в индекс попадают оба документа, но в выдаче присутствует только один. И совершенно не факт, что поисковик выберет лучший из них. Таким образом, нередко получаем ситуацию, когда основная страница, нацеленная на генерацию конверсий, вылетает из поисковой выдачи, а на ее месте оказывается второстепенный документ, с плохим наполнением, меньшим ссылочным весом и т.д.
Работа страниц в ущерб друг другу — серьезный просчет внутренней оптимизации. Эта проблема может быть следствием либо изначально неправильно созданной структуры и неграмотно проведенной кластеризации, либо возникать по мере расширения проекта, когда сайт обрастает новыми разделами, подразделами, товарными группами и т.д.
Признаки подобной проблемы очевидны — это потеря позиций, снижение трафика и проседание конверсий на целевых страницах. Такая картина может наблюдаться после переиндексации документов или обновления основного поискового алгоритма, как это произошло после мартовского апдейта Google.
Почему так происходит? Первая причина весьма очевидна и связана с размытием релевантности страниц, о чем мы бегло упомянули выше. Это влечет несоответствие интента (пользовательского намерения) результатам выдачи, что наносит непоправимый урон конверсиям сайта.
Вот один из примеров т.н. критичной каннибализации ключевых слов, когда разные по целевому назначению страницы оптимизированы под одинаковый запрос.
Человек ищет подходящий вариант аренды звукового оборудования, и вместо страницы, где он надеется получить интересующую его информацию по техническому ассортименту, ценам и условиям проката, он попадает в раздел со статьями, который оптимизирован под идентичные запросы. В этом случае пользователь, скорее всего, покинет сайт и вернется на выдачу для дальнейшего поиска. Подобный поведенческий сценарий — сигнал поисковикам, что с сайтом что-то не так и он не заслуживает высоких позиций в выдаче.
В практике оптимизаторов чаще встречаются случаи т.н. некритичной каннибализации — речь идет о тех примерах, которые мы описывали вначале, когда в выдаче отображается релевантная статья, но более низкого качества.
Вам также может быть интересно:
На сайте упал или перестал расти трафик. Что делать?
Такая каннибализация в меньшей степени бьет по поведенческим факторам, но не лучшим образом отражается на продвижении и конверсиях. В частности, наличие страниц с похожим содержимым приводит к уменьшению веса ссылок: как внешних, так и внутренних. Две страницы, решающие одну и ту же задачу, распыляют ссылочный вес между собой вместо того, чтобы концентрировать его на одном документе. Это сказывается на качестве ссылочного профиля: чем меньше вес линков, тем хуже ранжируется сайт, что в свою очередь сводится все к тем же основным проблемам — проседанию трафика и низким конверсиям.
Последствия каннибализации проявляются локально: трафик проседает не на всем сайте, а по конкретным поисковым запросам. Это первый признак, по которому можно распознать проблему. В целом, проверить факт каннибализации несложно, для этого достаточно ввести в поисковую строку основной ключевой запрос, по которому продвигается страница и добавить оператор site: + [название сайта]. Эта команда ограничит результаты поиска пределами интересующего веб-ресурса.
На примере хорошо видно, что, несмотря на незначительную вариативность тайтлов, разные страницы сайта отвечают на один и тоже запрос и рассчитаны на одинаковый интент, что является признаком каннибализации. Исправить подобную ситуацию можно несколькими способами.
Ненужные страницы, которые отстают по конверсиям или поведенческим факторам, проще всего удалить, но к такому радикальному решению прибегают нечасто. Более эффективным способом является настройка 301 редиректа, в результате чего пользователь будет перенаправляться со второстепенных страниц на основную.
Для тех, кто не хочет заниматься склейкой можно пойти другим путем — заточить второстепенные страницы под низкочастотные запросы с длинным хвостом. В этом случае важно не просто переписать тайтлы и ключи на дублирующих страницах, а сделать так чтобы их содержимое отличалось друг от друга и могло обеспечить дополнительную тематическую ценность для посетителя. Скорее всего, вам придется полностью переделать контент на второстепенных документах. Это потребует ресурсов, но игра стоит свеч — сайт приобретет более строгую архитектуру и со временем начнет пожинать плоды продвижения по низкочастотным запросам.
Поисковой каннибализации в большей степени подвержены крупные и динамично развивающиеся проекты — сайты, чья структура постоянно расширяется, обрастает новыми страницами, поддоменами и пр. В зоне риска также находятся веб-проекты, управление которыми часто передается разным подрядчикам, каждый из которых перекраивает структуру на свой лад, как правило, не особо не вникая в то, что делалось на сайте их предшественниками.
Когда речь идет о проектах, содержащих несколько тысяч страниц, борьба с каннибализацией превращается в непростую задачу. Адекватных веб-инструментов для автоматизированного решения этой проблемы не существует. Искать и исправлять конкурирующие между собой страницы приходится вручную, что забирает много времени и сил. Именно поэтому лучший способ обезопаситься от каннибализации — это предупредительные меры. Вот ряд наших рекомендаций на этот счет.
Добавляя новую страницу, не ленитесь проверять сайт на наличие дублей или аналогов, близких по целевому назначению.
Создавая сайт с нуля, или проводя глобальную реорганизацию его структуры, всегда ориентируйтесь на семантическое ядро с грамотной кластеризацией запросов. Это поможет выстроить архитектуру логичную для пользователей и дружественную для поисковиков.
Создавайте большие страницы, на которых объединено несколько кластеров поисковых запросов. Практика показывает, что продвигать одну страницу намного легче и эффективнее, чем отдельные документы, оптимизированные под небольшие кластеры ключей. С точки зрения каннибализации преимущества такого подхода очевидны: чем меньше похожих документов создается на сайте, тем ниже риски появления дублей.
Используйте на страницах «хлебные крошки». Такая вспомогательная навигация полезна не только для людей, но и поисковиков. Она помогает краулерам разобраться в структуре сайта и понять связи между документами, снизив риски каннибализации.
Уделяйте внимание метатегам. О том, как это правильно заполнять Title, H1, Description для разных страниц сайта — мы подробно рассказывали в других статьях:
Как оптимизировать страницы категорий онлайн-магазинов
SEO-оптимизация главной страницы
По мере расширения проекта следите за тем, чтобы его структура сохраняла стройность и логичность.