Рейтинг статьи: 5,00
Загрузка...
Присутствие циклических ссылок на сайте принято считать недочетом внутренней оптимизации. В большом количестве такие элементы ухудшают индексацию страниц и усложняют навигацию для посетителей. В отдельных случаях это действительно может негативно влиять на позиции сайта в Google и Яндексе. В этом материале – разбираемся, насколько критичны такие ссылки для SEO и как их найти.
Это внутренние ссылки, ведущие на те же страницы, на которых они расположены. В результате получается своеобразное зацикливание ссылки на самой себе. Несмотря на то, что оптимизаторы относятся к таким линкам очень настороженно, они естественны для веб-структуры и встречаются на многих сайтах. Ключевой момент – их количество. Когда их неоправданно много такие элементы могут становиться источником проблем.
Когда говорят, что зацикленные ссылки – это недочет внутренней оптимизации, приводят следующие аргументы, которые не лишены оснований.
Неэффективный обход сайта роботами
При сканировании ресурса краулеры Google и Яндекса постоянно переходят по ссылкам. Если ссылка замкнута на самой себе, роботы фактически совершают круговые обходы. Когда таких линков очень много, это приводит к нерациональному расходу краулингового бюджета, что в свою очередь может замедлять индексацию приоритетных страниц и негативно влиять на ранжирование.
Риск пессимизации за непреднамеренный спам анкором
Циклические ссылки очень часто содержат кликабельный текст. Избыток таких элементов на странице может быть воспринят поисковыми системами, как попытка SEO-манипуляции за счет спамных анкорных ссылок. Например, такой эффект может произойти, если мы говорим о кликабельных названиях товаров на странице интернет-магазина. Таким образом, недочет внутренней оптимизации, воспринятый поисковиками как накрутка, может привести к проседанию позиций.
Запутанная навигация
Когда пользователь по клику попадает на ту же страницу, с которой пришел – это сбивает с толку и усложняет ориентацию по сайту. Особенно это касается eCommerce-сайтов с их сложной и разветвленной структурой. Конечно, здесь не стоит вдаваться в крайности: далеко не все циклические ссылки дезориентируют в плане навигации и ухудшают поведенческие. Но если мы говорим, например, о некорректно настроенном блоке с рекомендациями, в котором предлагается товар с текущей страницы, или о кликабельной хлебной крошке в конце цепочки, – все это может создавать ощутимые неудобства для пользователей. Так что вред циклических ссылок с т.з. юзабилити – это спорный момент, который зависит от особенностей каждого конкретного случая.
«Распыление» статического веса страницы
Принято считать, что большое количество внутренних ссылок уменьшает статический вес, который страница-донор передает другим страницам сайта. Исходя из этой концепции, циклические ссылки можно рассматривать как нежелательные элементы, которые расходуют статический вес, не принося при этом никакой пользы: ни для SEO, ни для юзабилити.
Особенности движка. Шаблон CMS может иметь верстку, предусматривающую наличие кликабельного логотипа, циклических элементов меню, ссылок из футера и т.д. Такие зацикленные линки естественны для веб-структуры и, как правило, не несут никакого вреда.
Специфика плагинов. Речь идет о программных дополнениях, которые расширяют функциональные возможности сайта на CMS, например, позволяют интегрировать на страницу систему комментариев, добавлять блоки с похожими товарами и т.д. Здесь нужно быть внимательным, поскольку установка такого дополнения может привести к массовому появлению циклических ссылок. Иногда это происходит, в том числе, из-за некорректной настройки плагина.
Неправильная верстка. Если мы говорим о самописных сайтах, причиной появления циклических ссылок могут стать ошибки верстки. Часто их допускают просто по незнанию, что вполне очевидно, т.к. далеко не все верстальщики ориентируются в тонкостях SEO или UX-разработки. Таким образом, причины появления циклических ссылок могут быть самыми разными, поэтому проверить сайт на наличие данных недочетов никогда не будет лишним.
К «неопасным» циклическим ссылкам можно отнести следующие примеры:
✓ Кликабельный логотип на главной, ведущий на ту же страницу. Такое можно встретить даже на главной странице Яндекса.
✓ Циклические ссылки из кликабельных пунктов основного меню. Такое решение используют, например, разработчики сайта Amazon.
Примеры нежелательных циклических ссылок:
✓ Кликабельный заголовок в основном меню.
✓ Активная ссылка со страницы пагинации, на которой пользователи находятся в текущий момент.
✓Последняя ссылка в цепочке хлебных крошек. Такой недочет чаще встречается на самописных сайтах.
Активная ссылка в конце навигационной цепочки запутывает пользователей. На нее интуитивно нажимают, чтобы вернуться в предыдущий раздел – вместо чего просто перезагружают исходную страницу.
Опасность циклических ссылок для SEO часто переоценивают. Тем не менее, списывать со счетов этот аспект внутренней оптимизации – тоже неправильно. Особенно внимательно следует относиться к недоработкам, которые приводят к массовой генерации циклических ссылок, например, вследствие некорректной настройки плагина или ошибочной/неумелой верстки. В общем, перестраховаться и включить в аудит сайта проверку на циклические ссылки – дело полезное.
Бегло просмотреть все ссылки на странице можно прямо из браузера. Если навести курсор на кликабельный объект, в нижнем углу отобразится адрес, на который ведет ссылка. Когда URL в углу монитора совпадает с адресом в браузерной строке – это циклическая ссылка.
Конечно, такой способ нельзя рассматривать как полноценный вариант проверки. Во-первых, он медленный и довольно трудоемкий. Во-вторых, велика вероятность недоглядеть часть ссылок на странице, особенно те, которые визуально не выделяются, например, если это кликабельная картинка или небольшая кнопка.
С автоматическим поиском циклических ссылок все сложнее. Штатные консоли такого делать не умеют. Search Console, которая, в общем-то, собирает внутренние ссылки со страниц, почему-то не отображает дубли своем отчете. В вебмастерке Яндекса и вовсе доступен отчет только по битым ссылкам. А вот сторонних сервисов, которые могли б полностью автоматизировать эту задачу, не так уж и много. Из существующих можно отметить Saitreport. Он умеет находить циклические элементы в рамках анализа внутренних ссылок, но является платным. Хотя, в тестовом режиме здесь доступна бесплатная проверка 25 документов.
Если грамотно воспользоваться этим небольшим лимитом и протестировать ключевые страницы, это поможет понять, какие недочеты в верстке генерируют циклические ссылки на всем сайте. Например, если на странице категории есть кликабельный заголовок, скорее всего он будет повторяться и на остальных страницах этого типа. Еще один пример – это уже упомянутая хлебная крошка, которая кликабельна в конце навигационной цепочки: если ее нашли в одном месте — значит это системная ошибка.
Наравне с этим можно использовать полуавтоматические способы поиска циклических ссылок. Для этого понадобиться инструмент, который умеет парсить внутренние ссылки на указанной странице, например, этот.
Вводим URL страницы, которую проверяем, и выгружаем список всех ее внутренних ссылок. Через Ctrl+F ищем полные совпадения с исходным URL. Если таковые присутствуют – это и есть интересующие нас циклические элементы. Такая проверка не займет много времени, если проводить аудит только самых важных страниц, по тому принципу, который мы описали выше.
Выгрузить внутренние ссылки со страницы также можно при помощи браузерных расширений для Chrome, например, Link Klipper или SEO Pro Extension. У них есть существенное преимущество – возможность удобной выгрузки CSV-отчета для каждой страницы.