Рейтинг статьи: 3,00
Загрузка...
В большинстве случаев просадки трафика объясняются внутренними факторами. Этой теме мы посвятили отдельную статью, в которой подробно разобрали типичные проблемы и недоработки на стороне сайта, приводящие к падению посещаемости. Вместе с тем просадки трафика могут возникать и по независящим от веб-мастера причинам. И это далеко не всегда объясняется одной лишь сезонностью. Такие сценарии менее популярны, но про них нужно знать, чтобы, если возникнет надобность, вы смогли быстро локализовать проблему и решить ее по горячим следам. Итак, разбираем ситуации, когда падает трафик по независящим от вас причинам.
Проблемы с трафиком могут возникнуть из-за настроек сервера или некачественного хостинга в целом. Как правило, в таких случаях речь идет не о просадках, а о полном обвале посещаемости из-за недоступности сайта. Обычно это продолжается недолго, но последствия для ранжирования могут быть долгоиграющими. Поэтому в таких случаях очень важно решать проблему без промедлений, стараясь свести простой сайта к максимально возможному минимуму.
В группе риска оказываются главным образом ресурсы, размещенные на бюджетных shared-хостингах. В самом формате виртуального хостинга нет ничего плохого: он оптимален для старта и его возможностей гарантированно хватит для сайтов с посещаемостью до 2-3 тыс. пользователей в сутки. Тем не менее его аппаратные ресурсы все же ограничены. А также все может усугубить фактор соседства с другими сайтами на одном IP. На практике эти особенности могут привести к ниже перечисленным проблемам.
Низкая устойчивость к перегрузкам. Вряд ли кто-то будет досить молодой сайт (это довольно дорого), но даже с примитивными атаками или просто аномальными нагрузками, когда на сайт идет много запросов с одного или нескольких IP, виртуальный хостинг может не справиться. Он ляжет сам по себе или что более вероятно хостер временно отключит аккаунт, чтобы отсечь источник нагрузки, который мешает работать другим сайтам.
Блокировка IP Роскомнадзором. Попасть в реестр запрещенных сайтов можно как по своей вине, так и из-за соседей по виртуальному хостингу, с которым делятся не только аппаратные ресурсы, но и общий IP. Такое происходит нечасто, но об этом следует знать, особенно если вы хоститесь у дешевого провайдера, который не слишком требователен к качеству размещаемых сайтов. Вероятность заполучить соседа с сомнительной тематикой и разделить с ним тяготы блокировки Роскомнадзора в этом случае выше.
Проседание под естественными нагрузками. Виртуальный хостинг может лечь в том числе от «белых» нагрузок. Например, если ваш контент завирусился или на него поставили ссылку с очень популярного ресурса. Пропускные способности каналов в этом случае, вероятнее всего, просто не справятся с резко возросшим количеством переходов. Некоторые особо хлипкие shared-хостинги не выдерживают даже автоматического сканирования антивирусом и ложатся, когда программа делает глубокий обход сайта с частыми запросами на сервер.
Более подробно о том, как хостинг влияет на SEO и о том, как правильно выбирать провайдера – читайте в отдельной статье.
В 90% случаев проблемы на стороне хостера вызывают полный обвал трафика по всем каналам. Обычно это длится недолго, но даже несмотря на свою непродолжительность, такие форс-мажоры могут иметь долгоиграющие последствия. Показатель UpTime (среднее время работы сервера без перебоев) принято считать одним из факторов ранжирования. Другими словами, если сервер часто падает, это приводит к ухудшению позиций в выдаче и, соответственно, уменьшению объема поискового трафика.
Иногда проблемы с сервером могут давать не резкую, а более мягкую просадку трафика. Например, известны случаи, когда провайдеры внедряли дополнительное ПО для отсечения бот-нагрузок на оборудование. В результате поисковые краулеры получали 503-й ответ, когда во время обхода сайта превышали установленный лимит запросов в минуту. Естественно, это приводило к проблемам с индексированием и постепенной просадке трафика.
Уменьшение объема трафика может происходить без фактического изменения позиций, а, например, из-за смены внешнего вида поисковой выдачи. В последнее время и Google, и Яндекс одинаково активно экспериментируют с организацией блоков on SERP. Как следствие, ваш сайт может по-прежнему оставаться на первой позиции по запросу, но появившийся, например, быстрый ответ в расширенном сниппете повлияет на CTR вашего сниппета. При таком сценарии колдунщик начнет перетягивать трафик или будет полностью удовлетворять интент пользователя, без необходимости перехода на страницу.
На странице с результатами поиска также может измениться количество рекламных объявлений (блок «Гарантированных показов»), появиться карусель с видео или другими блоками. Все это способно опустить органические страницы из топ-3 ниже первого экрана прокрутки, повлияв таким образом на видимость сниппета и, соответственно, трафик. Отдельно отметим, что просадки от изменения внешнего вида выдачи носят точечный характер и не могут приводить к резким обвалам посещаемости.
Расстановка позиций в топе поисковой выдачи постоянно меняется, и просадка трафика может объясняться банально тем, что вас потеснили конкуренты. Такое происходит небыстро: кривая трафика для всего сайта в этом случае имеет плавную нисходящую динамику. Подтвердить это предположение можно при помощи съема позиций: узнайте, по каким запросам они просели, и посмотрите, кто вышел в топ. Если вам принципиально важно восстановить позиции просевших страниц, внимательно проанализируйте конкурентов и пытайтесь повторить их стратегии оптимизации:
Попасть в реестр запрещенных сайтов могут в том числе ресурсы, которые ничего не нарушают. Выше мы уже рассмотрели, пожалуй, один из самых реалистичных сценариев – это блокировка общего IP с недобросовестным соседом по виртуальному хостингу. Но это не единственный сценарий. Например, известны случаи, когда сайты попадали в реестр Роскомнадзора из-за совместного использования IP через сервис Cloudflare. Отдельно отметим, что поводом для блокировки может быть не только размещение треш-контента, но и, например, формально безобидное нарушение закона о персональных данных.
Последствия блокировки Роскомнадзором будут очевидными: резко упадет трафик по всем каналам, и останутся только визиты не из России.
Иногда проседание посещаемости сайта объясняется полным угасанием интереса к тематике. Здесь мы говорим не о сезонных изменениях, а глобальном спаде, как это произошло, например, со спиннерами или темой криптовалют между 2017 и 2019 годом.
Пандемия продемонстрировала еще один пример того, как из-за спада пользовательского интереса обвалился трафик в таких, казалось бы, стабильных нишах как туризм, отели, бронирование билетов и т. д.
Временные проседания трафика из Google могут объясняться так называемой функцией перехода. Это происходит, когда на сайте вносят изменения или он получает сильный внешний сигнал, способный влиять на его ранжирование. Например, если на вас поставят очень трастовую ссылку, позиции сайта/страницы не только сразу не улучшаться, но и вполне вероятно частично просядут. Такая механика позволяет противодействовать спамным методам продвижения и другим seo-манипуляциям. Сама функция перехода не является догадкой оптимизаторов, а открыто прописана в одном из патентов Google.
Поисковики могут начать по-другому понимать цель запроса, из-за чего ваши страницы перестанут быть релевантными ключам, по которым прежде генерировали трафик. Например: есть брендовый запрос, который в естественном виде занимал топ-1 выдачи, но после того как появился фильм с таким же названием, без уточняющих хвостов запрос улетел на дальние позиции. Конечно, подобные ситуации больше редкость, но и о них лучше знать.
В дополнение к этому поисковики могут поменять свое представление об интенте поискового запроса, и начать предлагать коммерчески ориентированные страницы вместо информационных или наоборот. Это также приведет к просадке органического трафика из одной поисковой системы.