Рейтинг статьи: 3,60
Загрузка...
Понимание того, по каким ключевым словам конкретные страницы отображаются в поиске и приносят органический трафик – один из базовых моментов в работе над продвижением сайта. В вебмастерках и штатных системах поисковой аналитики нет отчетов, в которых такая информация доступна по умолчанию в готовом виде. Чтобы узнать ее, нужно внести незначительные изменения в базовые конфигурации отчетов. На самом деле в этом нет ничего сложно. Мы расскажем, как при помощи стандартных инструментов проверять поисковые запросы, по которым ранжируются конкретные страницы сайта, и как использовать эти сведения на практике, для эффективного продвижения своих проектов.
Для начала – коротко о том, зачем вообще владельцам сайтов отслеживать основные запросы своих страниц.
Самым убедительным показателем эффективности сайта принято считать объем поискового трафика — от него в наибольшей степени зависят процент конверсий, клики по рекламе и другие аспекты, определяющие доходность. При этом органический трафик — это не что иное, как переходы из поиска по определенным ключевым словам. Таким образом, владелец сайта должен знать свои самые важные поисковые фразы и отслеживать их динамику, т. е. знать, по каким запросам сайт удерживает топ, а по каким — проседает в выдаче или перестает ранжироваться вовсе.
Отдельно отметим, что на объем поискового трафика влияет множество факторов. В этой ситуации проверка позиций по самым важным запросам (для конкретного сайта) становится лучшим способом выяснить, какие из страниц являются эффективными, а какие — проблемными, и какова причина такой ситуации. Именно отслеживание позиций является основным средством мониторинга качества SEO для подавляющей части оптимизаторов.
Если понимать, по каким поисковым запросам ранжируется конкретная страница, можно наметить эффективные пути ее улучшения. Например, часто имеет смысл убрать со страницы слова и фразы, не ранжирующиеся в поиске, и вместо них использовать новые ключи, которые более релевантны хорошо работающему кластеру запросов. Удаленной семантике, в расширенном и доработанном виде, всегда найдется место на новых посадочных страницах.
Такой подход к расширению структуры сайта является наиболее грамотным с точки зрения SEO. Он позволяет минимизировать вероятность каннибализации ключевых слов, когда разные страницы сайта оказываются оптимизированными под одни и те же запросы, из-за чего один из документов перестает ранжироваться в поиске.
Нередко бывает так, что по определенному ключевому слову в поиске отображается не самая подходящая страница сайта. Особенно часто такое случается на площадках коммерческой направленности, например, где предлагается множество разных услуг. В таких случаях имеет смысл доработать содержание страницы, чтобы она в большей степени соответствовала интенту поискового запроса.
Естественно, это лишь часть сценариев, когда понимание актуальной ситуации по ключевым словам играет решающую роль для эффективной SEO-оптимизации сайта. На практике к этой информации приходится обращаться очень часто. Тем более что все данные, касающиеся поисковых запросов, непостоянны и нуждаются в периодической актуализации.
Отдельно отметим, что в Google и Яндексе страницы, как правило, ранжируются по разным запросам, и иногда эта разница может быть очень существенной. Поэтому, если ваш сайт получает органический трафик сразу из двух поисковых систем, эффективные запросы страниц целесообразно снимать для каждой из ПС отдельно. Теперь о том, как это делать штатными инструментами поисковиков.
В Яндекс.Метрике есть специальный отчет «Поисковые запросы», в котором можно посмотреть, по каким ключам сайт получает органический трафик. В исходном виде в отчете доступны все поисковые фразы, по которым ранжируется сайт [1]. Рядом указаны базовые метрики [2], благодаря им можно сразу узнать, какие запросы дают наибольшее количество переходов, насколько трафик по конкретным ключам эффективен в плане поведенческих (отказы/глубина/время на сайте) и т. д. Блок с метриками можно настраивать под разные задачи, для этого достаточно нажать на соответствующую кнопку [3] и добавить/убрать вывод нужных параметров.
Источники → Поисковые запросы
Чтобы детализировать информацию и изучить поисковые фразы по конкретной странице, необходимо перенастроить отчет. Сделать это можно двумя способами: через сегментирование или добавление соответствующей группировки.
Способ 1. Открываем базовый отчет «Поисковые запросы» и выбираем период, за который мы хотим получить информацию. В нашем случае лучше, если это будет срез за относительно продолжительный период, например, месяц и более.
Теперь выделяем сегмент с адресом нужной нам страницы. Для этого нажимаем на плюсик рядом с «Визиты, в которых» и выбираем условие Поведение → Страница входа. В открывшемся окне вводим полный URL-адрес нужной страницы и нажимаем применить.
Теперь в таблице с метриками будут отображаться поисковые фразы, по которым был трафик на указанную страницу. Отдельно отметим, что сюда подтягиваются только те запросы, по которым было не менее 10 переходов на сайт за указанный период. Таким образом, если установить относительно небольшой временной срез – возникнут сложности с получением достоверной статистики по низкочастотным запросам.
Способ 2. Посмотреть запросы по конкретной странице также можно через отчет «Страницы входа». Для этого аналогичным образом выбираем относительно продолжительный период и внизу добавляем нужную нам группировку: Источники → Поиск → Поисковая фраза.
Содержание → Страницы входа
Переключаем отображение данных в формат древовидного списка. Теперь по клику на плюсик напротив каждой страницы, будет разворачиваться перечень поисковых запросов, по которым URL собирал органический трафик из Яндекса. Для быстрого поиска конкретной страницы можно использовать стандартную комбинацию Ctrl+F.
Этот способ больше подходит для тех ситуаций, когда нужно работать с большим количеством страниц и анализировать запросы на каждой из них.
Больше о том, как использовать Яндекс.Метрику для продвижения сайтов – читайте в серии наших материалов:
«Источники, сводка» — разбираем возможности самого важного отчета
Внутренние переходы в Яндекс.Метрике. Как работать с самым непонятным источником трафика
Когда нужно проанализировать запросы, по которым страницы получают переходы из Google, используют возможности Search Console. Нужная информация здесь доступна на вкладке «Эффективность» → «Результаты поиска». Перейдя в этот раздел, первым делом нужно убедиться, что установлен правильный тип поиска (Веб) и оптимальный диапазон дат (данные по запросам здесь также желательно снимать за относительно продолжительный период).
Как и в случае с Метрикой, в исходном виде отчет не предлагает постраничную сводку по запросам. По умолчанию здесь собраны все ключевые слова, по которым ресурс отображается в поиске Google. Чтобы расширить информативность отчета, рекомендуем сразу поставить галочки напротив «Средний CTR» и «Средняя позиция» – теперь соответствующие метрики отобразятся не только на графике, но и напротив каждого запроса.
При переключении на вкладку «страницы», консоль отображает все URL-адреса сайта, которые ранжируются в поиске. Выбираем из списка интересующий нас URL, кликаем по нему и переключаемся обратно на вкладку запросы – теперь Search Console покажет все поисковые запросы, через которые пользователи находят выбранную страницу. Это и есть список ключей, по которым поиск ранжирует страницу – и с ним мы будем дальше работать.
↓
↓
Перейти к списку запросов конкретной страницы можно и другим, более быстрым способом. Для этого используют фильтр вверху отчета. Нажимаем на «+ Новый» → Страница → вводим URL → применить.
В отчете отображен перечень всех слов и фраз, по которым страница показывалась в поиске – как правило, это очень большой список, и с ним нужно дополнительно поработать. Перечень фраз можно отсортировать по конкретным показателям, например, кликнув на метрику «позиция» – запросы выстроятся от наиболее эффективных к наименее полезным; таким же образом можно быстро отсортировать топ ключей по конкретной странице.
При этом намного больше возможностей для анализа запросов дает дополнительная фильтрация. Например, в один клик здесь можно быстро выделить популярные ключи, которые не просто занимают топовую позицию, но и имеют «прокачанные» CTR, показы и большое количество переходов (клики). Как правило, именно эти запросы являются опорными для мониторинга эффективности страниц (проверки позиций).
Дополнительно для каждой метрики можно устанавливать тонкие критерии фильтрации, задавая параметры в указанном диапазоне значений. Например, через такое условие можно быстро отсортировать все запросы, которые ранжируются ниже третьей позиции:
Аналогичным образом решают и другие точечные задачи веб-аналитики. Например, с помощью фильтрации легко узнать, по каким поисковым запросам сайт отображается на низких позициях в выдаче, но при этом получает стабильную долю кликов. Это значит, что такие ключи эффективны для сайта, но в настоящее время конкуренты значительно опережают вас в поисковой выдаче. Если принять необходимые меры по оптимизации страниц с такими перспективными запросами, есть неплохой шанс усилить их позиции и значительно увеличить долю поискового трафика.
Здесь мы описали лишь часть тех возможностей, которые предоставляет гугловская консоль при работе с ключами. Больше о том, как комплексно анализировать позиции сайта в Google Search Console – читайте в отдельной статье.
Список запросов, по которым ранжируется конкретная страница, также можно посмотреть в Google Analytics. Чтобы воспользоваться этой опцией, для начала сервис нужно связать с Search Console. Как это сделать – можно узнать в официальной справке.
После того как настроен обмен данными, переходим на вкладку «Источники трафика» → Search Console → «Страницы входа». В левом верхнем углу выбираем период, за который будет подтягиваться статистика. Так же как и в консоли, для большей информативности лучше задавать относительно продолжительный период. Теперь опускаемся к списку всех страниц сайта и кликаем по нужному URL. Если страниц много – используйте поиск (искомый URL вводят в виде относительного адреса, т. е. без доменного имени – так как он отображается в таблице).
Все поисковые запросы, по которым страница собирает трафик из Google, будут отображены отдельным списком. Структура отчета аналогична данным из Search Console: здесь базово отображаются показы, клики, CTR и средняя позиция по каждому из запросов.
Основное отличие Google Analytics от Search Console заключается в том, что GA – это сервис статистики посетителей, который сфокусирован на поведении юзеров внутри сайта. Базовые метрики Google Analytics показывают, как пользователи взаимодействовали с ресурсом, в то время как Search Console больше сосредоточена на органическом поиске – ее метрики и отчеты предоставляют информацию, которая помогает повысить видимость сайта в поисковой выдаче и таким образом увеличить количество трафика.