Рейтинг статьи: 5,00
Загрузка...
Внутренняя организация сайта имеет решающее значение для SEO. По мере того как сайт расширяется, одной из важных задач становится сохранение логичности и удобства его структуры. Многое в этом вопросе зависит от того, насколько архитектура ресурса была грамотно спланирована изначально. В то же время сохранение адекватной структуры оказывается не такой уж простой задачей, особенно когда речь идет о контентных проектах, с большим количеством страниц. Для этих целей предусмотрены различные вспомогательные средства организации контента. Таковыми, например, являются рубрики и метки.
Метки или как их еще часто называют теги (не путать с метатегами, которые являются важной seo-составляющей HTML-кода) — самые простые навигационные элементы в структуре сайта, и несмотря на свою кажущуюся незначительность, они способны помочь в упорядочивании контента. Но с метками не все так просто. Их нелогичное и бесконтрольное использование может не только ударить по юзабилити (качеству навигации и поведенческим), но и напрямую привести к проблемам с ранжированием, которые имеют свойство долгое время оставаться незамеченными.
В этом материале – говорим о метках с точки зрения SEO: разбираем преимущества и потенциальные риски, к которым может привести бездумное использование этих элементов на сайте. Дополнительно поговорим о практических аспектах использования тегов: как их правильно выбирать, оптимизировать и актуализировать по мере роста сайта.
Метки или теги (очень редко их также называют ярлыками) – это вспомогательные элементы внутренней навигации, которые используют для тематической группировки страниц на сайте.
Каждая контентная страница, будь то пост в блоге, карточка товара и т. д., могут содержать определенный набор таких тематических тегов. Щелкнув по одному из них, пользователь попадет на отдельную страницу-хаб, где собраны похожие материалы (с таким же тегом).
Например, так могут выглядеть метки в блоге:
А вот так теги могут выглядеть в карточках товаров eCommerce-сайтов:
На техническом уровне метка – это сгенерированный документ. Каждый раз, когда на сайте добавляют отдельный тег, происходит генерирование новой страницы, на которую в дальнейшем будут группироваться материалы с соответствующей меткой. Забегая вперед, отметим, что для поисковиков содержание таких страниц может показаться малополезным, именно поэтому бесконтрольное тегирование нередко влечет проблемы с ранжированием.
Рубрики и метки – два основных способа группировки контента для сайтов на движке WordPress. Логика их работы и назначение в целом похожи, но есть принципиальное отличие. Если не вдаваться в детали, рубрики – более общий метод группировки материалов, в то время как метки – предельно конкретный элемент категоризации. Метки используют там, где возникает необходимость в дополнительной, более точной группировке контента, не такой обширной, как в рубриках. Если еще проще, рубрики – это про условный поиск по темам, в то время как метки – это в первую очередь про навигацию по ключевым словам.
В отличие от базовых элементов структуры – категорий и подкатегорий – метки считаются необязательной составляющей архитектуры сайта. Также они не являются иерархическими элементами. Другими словами, у них нет связи с родительскими категориями и дочерними подкатегориями. К слову, рубрики в WordPress, в отличие от меток, также могут иметь иерархию. Каждая теговая страница является 100% автономным объектом в структуре сайта. Это отражается на ее независимости в плане семантики: здесь нет необходимости в соблюдении древовидной иерархии, с подъемом от НЧ-запросов к СЧ- или ВЧ-запросам. В дополнение к этому URL-адреса страниц, на которых группируются метки, отличаются большей гибкостью – и их можно свободно видоизменять без жесткой привязки к иерархическому синтаксису.
Таким образом, по своему назначению теги имеют достаточно много общего с рубриками, категориями и подкатегориями. Главным образом их также используют для группировки контента и быстрого поиска необходимых материалов. Но эта схожесть только внешняя. Метки все же нельзя сравнивать с полноценными составляющими навигации сайта, особенно, когда речь идет о SEO.
Улучшение навигации
Мы уже выяснили, что теги выполняют четкую навигационную функцию: они систематизируют контент на сайте и помогают посетителям быстрее находить нужные материалы. В отличие от рубрик, которые предназначены для широкой тематической группировки содержимого, использование тегов – отличный способ провести более тонкую организацию контента и предельно точно попасть в интересы пользователя. Например, если человек прочитал статью, велика вероятность, что его заинтересуют и другие материалы на сайте – и здесь очень важно предложить ему быструю и максимально понятную навигацию. Теги, которые благодаря коротким ключевым словам предельно точно нацелены на интересы пользователя, являются идеальным решением.
Оптимизация поведенческих факторов
Грамотно отлаженная навигация улучшает пользовательский опыт при взаимодействии с сайтом – люди могут эффективнее перемещаться по страницам и просматривать большее количество материалов. Таким образом, наличие грамотно организованных навигационных меток положительно отражается на ключевых поведенческих метриках: глубине просмотров, времени на сайте и пр. Поисковые алгоритмы принимают к сведению этот факт, и предоставляют сайту определенные преимущества в ранжировании. Таким образом, здесь мы уже начинаем говорить об опосредованном влиянии меток на SEO.
Дополнительный трафик по низкочастотным запросам
Сами по себе теги лишь косвенно влияют на SEO (через оптимизацию навигации и поведенческих факторов). Прямой корреляции здесь нет. Другими словами, если вы просто разметите статьи тегами с ключевыми фразами, это никак не повлияет на ранжирование документов. Тем не менее, если подходить к оптимизации со знанием дела, то метки могут помочь в привлечении органического трафика из Google и Яндекса.
В этом случае речь идет не об отдельно взятых тегах, а о сгенерированных страницах, на которых группируются метки. Их также называют теговыми или хабовыми страницами. Если минимально доработать такой документ, оптимизировать его под релевантный низкочастотный запрос и сделать доступным для индексирования, есть вероятность, что он начнет собирать трафик из поиска.
Похожую механику оптимизации обычно используют при продвижении интернет-магазинов, когда создают отдельные теговые страницы (псевдокатегории) под товары, объединенные по узким признакам, например: «короткие платья красного цвета», «желтые блузки с длинным рукавом» и т. д.
Читайте по теме:
Создание тегированных страниц, или как небольшим магазинам выбороть свое место в выдаче?
Метки – полезный инструмент, который систематизирует контент на сайте (без увеличения вложенности страниц) и помогает пользователям находить то, что им нужно, а поисковикам – лучше понимать содержание сайта. Но этот эффект работает и в обратную сторону. Поэтому бездумное нагромождение тегов способно негативно влиять на пользовательский опыт и, в конечном итоге, не лучшим образом сказываться на SEO.
Мы уже знаем, что каждая добавляемая метка влечет генерацию новой посадочной страницы в структуре сайта. Таким образом, маркировка материалов бессвязными тегами приводит лишь к тому, что на сайте появляется массив бесполезных страниц. Типичный пример подобного UX-тупика: пользователь доскроливает статью, хочет почитать связанный контент по теме, нажимает на метку – и оказывается на странице, где ему предлагают одну-единственную статью, которую он только что смотрел. Подобное происходит на большинстве контентных проектов, и это не нравится не только людям, которые взаимодействуют с сайтом, но и поисковым системам.
Для роботов, совершающих обход сайта, такие страницы выглядят подозрительными: по сути – это пустой документ с одной или несколькими внутренними ссылками (по которым нет никакой активности). В западном SEO это называется «тонким контентом», в то время как у нас прижился термин мусорные страницы. Поисковые системы такого не любят, из-за чего сайты с большим количеством «тонкого контента» не получают хорошего ранжирования.
Таким образом, если вы используете слишком много бессвязных тегов, это может навредить не только пользовательскому опыту (UX), но и поисковому рейтингу всего сайта. Конечно, теговые страницы всегда можно закрыть от индексации и исключить их влияние на SEO, но тогда возникает вопрос: зачем вообще их создавать, если они не представляют никакой ценности, ни для пользователей, ни для поисковиков.
Дополнительно отметим и то, что загромождение сайта бесполезными страницами может приводить к нерациональному расходу краулингового бюджета. Речь идет о лимитах на количество документов, которые поисковые роботы могут просканировать за один обход сайта. Таким образом, тратя лимиты на обработку «мусора», важные страницы могут долгое время не попадать в поисковый индекс. Эта проблема актуальна главным образом для активно обновляемых сайтов с большим количеством страниц, например, крупных интернет-магазинов, а также тех площадок, которые используют автоматическое генерирование тегов.
Непродуманное использование тегов также может привести к проблемам с дублированием контента и вылетом из индекса важных страниц, особенно если на сайте есть метки, которые пересекаются с названиями разделов и подразделов.
Мы попытались собрать все самые важные практические рекомендации по работе с тегами, которые помогут сделать их оптимизированными для SEO и удобными для пользователей.
Главный совет: если вы не готовы уделять время меткам каждый раз, когда добавляете новую страницу на сайте – откажитесь от них вовсе. Вопреки расхожему мнению, это необязательный атрибут, и, как мы выяснили, без должного внимания к проработке теги приносят несопоставимо больше проблем, чем пользы.
✓ Не создавайте теги в большом количестве. Правило хорошего UX-тона — использование не более 5-6 меток для одной публикации. Если их будет одна или две – это тоже абсолютно нормально, главное, чтоб они были релевантные и связывали исходную страницу хотя бы с двумя-тремя другими публикациями. При этом общее соотношение тегов к опубликованному контенту должно быть где-то 1:3. К примеру, если на сайте 90 публикаций, суммарное количество тегов не должно превышать 30.
✓ Откажитесь от любых форм автогенерации тегов. Полезные и релевантные метки – это всегда результат пусть и несложной, но вдумчивой ручной работы. Автоматизация данного процесса обычно приводит только к появлению мусора в структуре сайта и нагромождению меток, которые не соответствуют смыслу страницы. Когда пользователь видит абсурдные облака тегов, состоящие из слов «потому», «зеленый», «которые» и т. п. – это сразу формирует соответствующее представление о качестве сайта.
✓ Избегайте использования меток, которые дублируют или очень похожи на названия категорий/подкатегорий. Это может запутать поисковые системы и привести к проблемам с ранжированием.
✓ Не стоит брать названия тегов, что называется, с потолка. Это должны быть хорошо продуманные слова или фразы, которые ищут люди. Другими словами, речь идет о ключах, по которым есть частотность. В идеале структуру тегов лучше разрабатывать с оглядкой на имеющееся семантическое ядро сайта.
✓ При создании меток, думайте о них, как о ключевых словах, которые описывают конкретные детали контента на странице. Это поможет создать хорошо организованную иерархию для всего сайта, в которой категории отвечают за широкую группировку контента, рубрики – конкретизируют темы, а метки выполняют функции точечной навигации.
✓ Не нужно использовать теги, которые не связывают текущую страницу/публикацию с каким-либо другим контентом на сайте. Каждый раз, когда вы создаете в админке новый тег и уж тем более рубрику, не ленитесь поискать уже опубликованный контент, в котором добавленная метка также будет уместной. Чтобы сделать это максимально быстро, используйте операторы расширенного поиска Google.
Например, мы создали метку wordpress и хотим добавить ее к уже опубликованным статьям в блоге. Ищем подходящие варианты на выдаче через такой поисковый запрос:
Таким образом, мы быстро нашли статью, в которой метка wordpress будет на 100% уместной:
Если метка состоит из двух и более слов, подходящие заголовки ищут через оператор allintitle:
Аналогичным образом можно искать контент, в котором упоминаются нужные слова. Для этого используют операторы intext: (ищет страницы, по конкретным словам) или allintext: (ищет страницы по указанным фразам).
Привычка добавлять новые метки в старые статьи, позволит на 100% раскрыть потенциал этих навигационных элементов. По клику на тег, пользователь будет попадать не на унылую страницу, с одной-двумя статьями, а в полноценную псевдокатегорию, с подборкой релевантных материалов.
Это во многом зависит от того, как вы организовали структуру сайта, какую тему WordPress используете и какой стратегии продвижения придерживаетесь. В большинстве случаев страницы-хабы, на которых сгруппированы метки, принято закрывать от индексирования поисковыми системами. Как это сделать разными способами – можно почитать здесь. Также упомянем про наличие специальных плагинов, которые существенно упрощают эту задачу. Например, такая опция предусмотрена в базовом функционале плагина Yoast SEO.
Если же вы организовали грамотную структуру тегов и хотите превратить страницы, на которых сгруппирован размеченный контент, в дополнительные точки входа на сайт – закрывать такие документы от обхода, конечно же, не стоит. Также бывают случаи, когда хабы с тегами начинают сами по себе давать долю поискового трафика. Проверить это можно, если внимательно проанализировать страницы входа.
В этом случае первым делом нужно удостовериться, что такое ранжирование не идет во вред основному контенту, например, что теговая страница не потеснила из индекса категорию или подкатегорию. Как вариант, можно протестировать сценарий расширенной оптимизации страниц-хабов, например, дополнить их более подробным описанием, прописать заголовки и пр. Другими словами, довести теговые страницы до уровня своеобразных псевдокатегорий.