Рейтинг статьи: 3,20
Загрузка...
Отслеживание эффективности сайта в Яндекс.Метрике чаще всего начинают с изучения отчета «Источники, сводка». Он является опорным для любого сеошника, маркетолога и просто владельца сайта – здесь собрана информация по всем каналам, которые дают суммарный объем трафика. Благодаря этим данным, можно узнать, откуда и в каком количестве люди приходят на сайт, проанализировать портрет ЦА по каждому каналу и в целом понять, как разные категории пользователей взаимодействовали со страницами. Подробнее обо всех возможностях этого незаменимого отчета – можно почитать здесь.
Что касается самих источников, здесь в целом все понятно: мы видим статистику по трафику из поиска, переходам по рекламе, визитам из социальных сетей и другим каналам. Данные можно сегментировать и добавлять нужные группировки. Самым непонятным из всего этого набора, пожалуй, является отчет источник «Внутренние переходы». Обычно к нему относятся очень формально или же вовсе не до конца понимают его назначение. Вместе с тем данные по этому источнику играют не последнюю роль в оценке эффективности ресурса, а в ряде случаев – могут свидетельствовать о неочевидных проблемах на сайте.
В этой статье будем говорить о том, откуда берутся внутренние переходы, о чем может свидетельствовать их аномальный рост: когда подобная динамика – это хорошо, а когда – не очень.
Для начала вкратце напомним, как Яндекс.Метрика формирует данные о посещаемости в своих отчетах. Здесь все упирается в два базовых понятия:
Просмотры – они засчитываются при загрузке пользователем каждой страницы сайта, т. е. один уникальный пользователь = множество просмотров.
Визиты – это совокупность просмотров в рамках одной пользовательской сессии, другими словами: один уникальный пользователь = один визит (спойлер: не всегда).
Когда речь идет об источниках трафика, привязку осуществляют именно к визитам. Кратко о том, как они обрабатываются. Визит засчитывается, когда юзер попадает на сайт и выполняет последовательность разных действий, т. е. совершает просмотры. В этом случае Метрика анализирует дополнительные параметры (utm-метки и рефереры), и благодаря им понимает, какой канал привел пользователя: будь то переход из поиска, соцсетей, клик по рекламе и т. д.
Как уже было сказано, визит – это совокупность просмотров, которых часто бывает несколько в рамках одной сессии. Но источник трафика в этом случае определяется на основе данных, полученных во время первого просмотра. Представим такой сценарий: пользователь приходит на сайт из поиска, бегло знакомится со статьей и закрывает вкладку. Затем, спустя 15 минут, возвращается на ту же страницу, но уже не из поиска, а, например, из закладок. Источником визита при таком сценарии все равно будет оставаться поисковая система, а не прямые заходы.
Сам визит оканчивается, когда страницу закрывают и не возвращаются к ней в течение получаса (30 минут – это тайм-аут, установленный по умолчанию, и его можно сделать больше или меньше в настройках Я.Метрики). А вот если посетитель покинет сайт, но вернется в течение стандартных 30 минут, новый визит засчитываться не будет.
Помимо этого, визит обнуляется, если в течение установленного тайм-аута на открытой в браузере странице не происходит никакой активности: никто не кликает по ссылкам, не скроллит документ и не совершает никаких других действий. Также визит сбрасывается и засчитывается как новый, когда во время сессии юзер переходит по ссылкам с UTM-метками.
Понимая, как Яндекс.Метрика рассчитывает визиты, можно более предметно говорить непосредственно о внутренних переходах.
Засчитывание внутреннего перехода происходит, когда визит осуществляется не через внешний источник (из поиска, рекомендательной системы, через внешние ссылки и пр.), а со страницы самого сайта. Это может происходить по нескольким причинам.
Это самая распространенная и наиболее естественная причина роста внутренних переходов. Если пользователь не закрывал вкладку браузера, но при этом никак не взаимодействовал со страницей и тайм-аут закончился, то при возобновлении активности, Метрика засчитает этот формально новый визит как внутренний переход. Такое бывает очень часто, достаточно чтоб у пользователя вкладка провисела неактивной в течение 30 минут, как мы уже говорили, именно столько установлен тайм-аут визита в Метрике по умолчанию.
Переход со страницы, с неустановленным счетчиком Метрики, в другие разделы сайта будет учитываться как внутренний переход. Например, если пользователь попал из поиска на страницу example.com/page1, на которой некорректно работает счетчик, а потом перешел на example.com/page2 (другую страницу того же сайта) – второе действие будет учтено Метрикой как новый визит через внутренний переход.
Причиной роста внутренних переходов может быть активный редирект, который выполняется до загрузки скрипта счетчика Метрики. В этом случае перенаправление на другой URL-адрес того же сайта будет засчитан как отдельный визит, а его источником станет внутренний переход. Внешне такой редирект может быть незаметен, поскольку часто речь идет о перенаправлении на физически идентичную версию страницы, но с небольшими отличиями в параметрах URL. Например, адрес страницы может отличаться незначительными «хвостами» в виде меток, используемых для аналитики или других целей. Рост внутренних переходов в отчетах Метрики также может происходить из-за слетевших или неправильно настроенных плагинов редиректа. В этих случаях внутренним переходам свойственна резкая динамика, которую трудно не заметить на графике.
Абсолютное большинство сайтов разворачивают на внешних серверах. Известны случаи, когда хостеры из лучших побуждений подключали для своих абонентов защиту от DDoS-атак, которая выполняла редирект еще до перехода на сам сайт, из-за чего внешние визиты засчитывались Метрикой как внутренние.
Умеренная доля внутренних переходов в статистике Метрики – это абсолютно нормально. Всегда есть часть пользователей, которая работает с множеством открытых вкладок, из-за чего часто возвращаются к взаимодействию с сайтом после большого перерыва. Такая модель поведения особенно характерна, например, для новостных сайтов или онлайн-сервисов.
Когда же процент внутренних переходов весьма значителен и/или демонстрирует взрывной рост – это повод уделить проблеме больше внимания. Как мы уже выяснили, подобная динамика с большой долей вероятности может свидетельствовать о технических ошибках на сайте. При этом сами внутренние переходы только замыливают общую статистику и ничем не полезны для аналитики. Более того, такие искажения в данных могут привести к принятию ошибочных решений, касательно продвижения или seo-оптимизации сайта.
Если доля внутренних переходов аномально большая, первым делом проверяют, присутствует ли счетчик на конкретных страницах. Собственно, для этого сначала нужно определить, какие именно страницы накручивают нежелательную статистику. Это можно сделать следующим образом:
1. Открываем отчет «Источники, сводка» и создаем условие: Визиты, в которых: Тип последнего значимого источника > Внутренние переходы.
2. Убираем все активные группировки, и добавляем свои. Сначала — «Страница входа», затем еще одну — «Реферер». Первая группировка покажет страницы, с которых начинался визит, а вторая – укажет источник внутреннего перехода по каждому документу. Для удобства их меняют местами: сначала располагают «Реферер», после него – «Страница входа».
В измененном отчете будут доступны все страницы сайта, с которых осуществлялись внутренние переходы. Чтобы посмотреть источники самих переходов, необходимо нажать на плюсик возле каждой ссылки.
Метрика не показывает страницы, на которых могут быть проблемы со счетчиком. Каждую из них следует проверить самостоятельно. Это можно сделать разными способами. Пожалуй, самый простой из них – открыть нужную страницу в браузере, перейти в режим просмотра исходного кода (Ctrl+U) и проверить содержимое на предмет соответствующего кода Метрики, например, чекнув через Ctrl+F идентификатор счетчика (его ID).
Если со счетчиком все в порядке, необходимо проверить сайт на наличие скрипта, который выполняет редирект и таким образом накручивает нежелательную статистику. Самый простой способ это сделать – вручную посмотреть перенаправление со страниц, которые фигурируют в отчетах как источники внутренних переходов. Для этого достаточно ввести адрес в браузерную строку и обновить страницу. URL должен оставаться без изменений, в том числе самых незначительных. После обновления в структуре URL-адреса не должно появляться никаких меток или лишних знаков, например, слешей.
Читайте по теме:
FAQ по 301-редиректу: настройка, отслеживание проблем, сценарии использования редиректов в SEO
Наконец, не следует списывать со счетов такой, пусть и весьма маловероятный сценарий, как описанная выше защита от DDoS на стороне хостера, которая также способна накручивать внутренние переходы. В этом случае можно попробовать связаться с провайдером, выяснить детали и при необходимости попросить отключить эту опцию для вашего сайта.
Если же по каким-то причинам из статистики нужно вычистить естественные внутренние переходы (которые засчитываются из-за бездействия пользователей), можно попробовать увеличить тайм-аут, с базовых 30 минут до более высоких значений (максимум – 360 минут).
В то же время без четкого понимания, чего именно вы ходите добиться этими действиями, менять настройки не рекомендует сам Яндекс. В противном случае есть риск получить общее искажение статистики по источникам трафика. В качестве альтернативного решения можно использовать поп-ап, который будет всплывать на странице спустя нужный промежуток времени и таким образом сможет напоминать об открытой вкладке своим звуковым сигналом. Такая опция доступна, например, во многих чатах с онлайн-консультантом.
Разговор о внутренних переходах будет неполным без упоминания одной очень важной особенности Яндекс.Метрики. С 2019 года здесь доступен целый блок отчетов «Контентная аналитика», которые предоставляют расширенные возможности для сбора статистики и анализа текстовых материалов на сайте. Более подробно об этом мы рассказывали в отдельной статье.
Тем, кто использует эту группу отчетов, важно знать, что внутренние переходы здесь рассчитываются по другой модели – их показатель в «Контентной аналитике» всегда будет больше, чем в стандартных отчетах. Это связано с тем, что источники трафика в контентной аналитике определяются на основе просмотров, а не визитов, как это происходит в стандартных отчетах, о чем подробно говорилось выше.
Представим, что пользователь перешел из поиска на страницу example.com/page1, а затем по внутренней ссылке – на другую страницу (example.com/page2). В стандартных отчетах источником трафика для двух страниц был бы органический поиск. В контентных отчетах, где привязка осуществляется не к визитам, а просмотрам, источником переходов для example.com/page1 будет органика, а для example.com/page2 – внутренний переход. Таким образом, мы получаем более достоверную картину по каналам трафика, которая очень важна для точечного анализа контента.
Учитывая эту особенность, увеличение количества внутренних переходов в отчетах контентной аналитики Метрики – это положительный сигнал. Он свидетельствует о том, что материалы на сайте хорошо вовлекают пользователей: читатели переходят от одной статьи к другой и генерируют качественные поведенческие.