Рейтинг статьи: 5,00
Загрузка...
Наращивание ссылок с авторитетных источников — сложный и затратный процесс, но без него невозможно добиться хороших результатов в SEO-продвижении. Альтернативный вариант — создание собственной сети ссылочных доноров (PBN). Об этом не самом простом способе линкбилдинга мы подробно рассказывали в отдельной статье. В этом же материале — будем говорить о прикладных аспектах построения PBN.
Сайты-доноры редко создают с нуля, потому что это дорого и долго. Новоиспеченный ресурс нужно наполнить базовым контентом, качнуть минимальным количеством ссылок, но главное — выждать, пока он отстоится в песочнице, а это небыстро. Теперь представим, что речь идет о сети из 15-20 сайтов, тогда эта идея окончательно теряет привлекательность. По крайней мере, в рунете таким мало кто занимается. Это больше стратегия для западного рынка, где стоимость качественной ссылки может исчисляться сотнями долларов. Местные веб-мастера идут другими, более простыми, путями. О них и будет наш разговор.
Для тех, кто не в теме — зайдем немного издалека. Доменное имя нельзя приобрести в бессрочное пользование. Владелец сайта как бы арендует его у регистратора на определенный срок, и дальше постоянно продлевает. Например, в зоне .ru это нужно делать каждый год. Непродленные домены выставляют на повторную продажу. Хотя брошенный сайт фактически прекращает свою деятельность, весь его поисковый траст какое-то время остается актуальным. Если сайт при жизни обладал неплохими SEO-показателями, такой домен перекупают, восстанавливают на нем старую информацию и используют ресурс для своих SEO-нужд — в нашем случае, делают из него сателлит. Собственно, такие восстановленные домены и называют дропами.
Создание PBN-сети на дропах в теории может показаться довольно простым занятием, но на деле все куда сложнее, и вот почему.
1. Хорошие сайты не бросают без причины. Существенный процент дроп-доменов — это площадки, залетевшие под фильтр. Это первое, что следует проверять, перед тем как подхватывать дроп. Некоторые оптимизаторы приобретают и такие сайты, если считают, что вывести ресурс из под санкций реально и это стоит усилий.
2. Сайт может быть без фильтра, но просто иметь очень запущенные SEO-показатели. Например, если это линкопомойка, чья репутация безнадежно испорчена для поисковых систем. Пытаться восстановить такой ресурс часто нецелесообразно.
3. Не следует списывать со счетов и того, что дропы под PBN, помимо всего вышеописанного, должны быть тематически близкими сайту, который вы планирует продвигать.
А теперь вспомним, что вы не единственный охотник за непродленными доменами. Естественно, все эти факторы делают работу с дропами сложной и не всегда результативной. Прийти в эту нишу без опыта, наловить подешевле хороших доменов и развернуть на них PBN — так вряд ли выйдет.
Естественно, это не делают вручную. Для поиска используют специальные инструменты и сервисы. Итак, где и чем находить дроп-домены:
— на сайтах доменных регистраторов, например, такую опцию предлагает reg.ru.
— на биржах по продаже сайтов; для некоторых из них работа с дропами — отдельное направление, например, для telderi, flippa и др.
— на биржах, заточенных исключительно под дропы: mydrop, expireddomains, domcop, spamzilla.
— на тематических форумах.
— при помощи специальных программ для поиска непродленных доменов, у которых остались страницы в индексе.
Если домен еще не освободился, но это скоро произойдет, тогда можно сделать ставку на аукционе и попытаться поторговаться за приглянувшийся дроп. Такую возможность предлагают некоторые регистраторы, например, nic.ru или reg.ru. Также существуют агрегаторы аукционов, например, expired.ru. Последние более удобны, т.к. упрощают механику торгов (не нужно делать отдельные ставки у разных регистраторов).
Вот базовый чек-лист для оценки качества дропа. К слову, все кроме первого пункта актуально и в тех случаях, когда вы задумываетесь о покупке работающего сайта.
Смотрим, что было на сайте раньше. Для этого используем ресурс archive.org. Здесь хранятся визуальные слепки подавляющего большинства сайтов в разные периоды их существования.
Пробиваем Whois. Подозрительно короткое время жизни домена — повод насторожиться. В этом случае велика вероятность, что сайт попал под фильтр или нажил себе какие-то другие проблемы.
Количество документов в индексе. Если дроп простаивал относительно недолго — один-два месяца — страницы сайта с большой долей вероятности остались в индексе. Проверяем это через оператор расширенного поиска site: + название домена. Отдельно пробиваем в Google, отдельно — в Яндексе.
Если у дропа не осталось страниц в индексе, это может объясняться двумя причинами: домен давно простаивает непродленным и обнулился или сайт еще при жизни залетел под жесткий фильтр. Понять, какой из сценариев имеет место поможет дальнейшая проверка.
1. Смотрим ИКС. Если у дропа остались проиндексированные страницы можно посмотреть прижизненный ИКС. Индекс качеств сайта — это яндексовская пузомерка, отражающая степень авторитетности ресурса. Для веб-мастеров — это прежде всего неплохой способ поверхностно оценить сайт, если он русскоязычный. Больше об этом — здесь.
2. Смотрим ссылочный профиль. Это, пожалуй, самый важный этап оценки качества дропа.
Входящие и исходящие ссылки анализируют при помощи специальных инструментов. Из плохого: все они платные. Но у многих анализаторов есть trial-версия, которой должно хватить, если вы не планируете ставить работу с дропами на поток.
Понять, что ссылочный профиль безнадежно испорчен, часто можно даже не углубляясь в детали, например, если среди входящих/исходящих ссылок куча адалт-сайтов или китайских доменов, хотя сам ресурс англо- или русскоязычный. В более прокачанных анализаторах, например, том же Ahrefs, можно посмотреть на динамику в виде графика — невооруженным взглядом увидеть ссылочные взрывы, просадки и другие неестественные процессы линкбилдинга, за которые сайт с большой долей вероятности мог улететь под фильтр.
Это еще одна стратегия, которая позволяет развернуть сеть сателлитов, не развивая сайты с нуля. Коротко о ее преимуществах:
1. В отличие от дропов, которые часто приходится хватать на лету, — это не лотерея, где можно сорвать куш или остаться с бесполезным доменом. Вы покупаете рабочий сайт, можете неспешно оценить его состояние, попросить доступ к данным метрики и т.д.
2. Купленный сайт сразу готов к работе. Его не нужно восстанавливать, как с дроп-доменами, или ждать, пока он отстоится в песочнице, как с сайтом, созданным с нуля.
3. На крупных биржах легко отыскать тематически близкого донора, что существенно ускоряет сроки развертывания PBN.
4. Риск быть обманутым сводится к минимуму. Администраторы крупных бирж следят за качеством лотов. Выставляемые на продажу сайты проходят базовую проверку на наличие фильтров и критичных технических уязвимостей. Сами сделки защищены депонированием: вероятность, что вы переведете деньги, но так и не получите пароли от админки — исключена.
Естественно, у этой стратегии есть и свои слабые места. Они вполне очевидны — хорошие сайты никто не будет продавать дешево. Понятно, что под PBN нет смысла покупать прокачанные ресурсы за шестизначные суммы. В большинстве случаев для этих нужд берут откровенно слабые площадки: без монетизации, с минимумом контента, низкой посещалкой, маленьким ИКС. Как правило, речь идет о ценовом диапазоне от 2 до 7 тыс. рублей. Основная ценность таких площадок заключается в другом: они плюс-минус близки по тематике, отстоялись в песочнице и индексируются в поиске по минимальному числу запросов — это неплохой базис для дальнейшей работы.
Задача вебмастера, выбирающего сайт под PBN, заключается главным образом в том, чтобы понять, насколько реально раскачать купленный ресурс до более или менее нормальных показателей, сколько на это уйдет времени и денег. На основе этого оценивается рентабельность покупки. Естественно, без соответствующего технического опыта грамотно инвестировать в сайты под PBN — сложно.
Самые популярные биржи: Flippa, Telderi, PR-CY, Megagroup.
1. Еще раз убедиться, что тематика вам подходит. Необязательно гоняться за идентичной темой, смежная — тоже хорошо. А вот чего точно не стоит делать — это покупать случайный ресурс, и полностью перетачивать его под нужную тематику.
2. Проверить количество страниц в индексе Google и Яндекс. Оно должно быть примерно одинаковым. Разлет в десяток-другой — это не критично.
3. Прогнать домен через какой-нибудь SEO-анализатор, который покажет критичные уязвимости сайта, если они есть. Из бесплатных инструментов можем порекомендовать be1.
4. Посмотреть ссылочный профиль. Сразу отсеивайте кандидатов с множеством подозрительных ссылок на адалт, фарму, гемблинг и т.д.
5. Если по вышеизложенным пунктам не возникает вопросов, связывайтесь с продавцом и просите показать сводку Яндекс.Метрики или Google Analytics. Важно, чтобы это были отчеты за относительно продолжительный период, желательно за год. Это позволит оценить процессы на сайте в динамике: например, понять, был ли обвал определенных показателей или, наоборот, их резкий прирост.
6. Если под каким-то предлогом вам отказывают в предоставлении доступа к отчетам метрики — без раздумий отсеивайте кандидата, поскольку очень велика вероятность мошенничества.
Здесь много рассказывать не придется. Суть этого способа заключается в том, чтобы развивать свою сетку через аккаунты в таких сервисах как LiveJournal, LiveInternet, Blogger, Яндекс.Дзен и др. Сеть сателлитов можно развивать с нуля или договориться о покупке прокачанного, но не обновляемого блога (на таких платформах их хватает). Дальше желательно обновить информацию в профиле, собрать небольшое семантическое ядро и начать неспешно публиковать полезный контент. Ссылки на продвигаемый сайт можно ставить как в профиле, так и в самих статьях. Здесь все зависит от площадки, и оптимальную схему линкбилдинга лучше искать экспериментально.
Преимущества
Недостатки
Он один, но весьма существенный: бэклинки с доменов третьего уровня передают меньше ссылочного веса, поэтому SEO-эффект от такого линкбилдинга — на порядок хуже.