Рейтинг статьи: 4,80
Загрузка...
Онлайн-продажи товаров повседневного спроса — темная лошадка российского eCommerce. Бум eGrocery, начавшийся в России порядка двух лет назад, продолжает набирать обороты. Особенно это касается сферы доставки продуктов на дом — наиболее перспективного сегмента. По итогам 2018 года спрос на подобный сервис вырос на 50%, достигнув оборота в 23 млрд рублей1. В ближайшие пять лет прогнозируют последовательный рост этой ниши онлайн-торговли и ее увеличение 1,5 раза2. Участники рынка едины во мнении, что заказы продуктов повседневного спроса — самый перспективный тренд на рынке российского eCommerce.
Рынок eGrocery сфокусирован главным образом на Москве и Петербурге. Сегодня это те зоны, где ритейлеры наиболее активно занимаются тестированием и отработкой процессов, которые связанны с онлайн-доставкой продуктов. Нет никаких сомнений, что в ближайшее время этот опыт будет успешно применен в большинстве российских городов. Уже сегодня заказ продуктов на дом становится тенденцией в таких городах, как Казань, Нижний Новгород, Белгород, Оренбург, Сургут и Екатеринбург1.
Два ключевых фактора, которые способствуют росту популярности подобных сервисов — это проникновение мобильного интернета и широкая доступность безналичных платежей. Смартфоны и банковские карточки меняют формат потребительского поведения. Эксперты считают, что местный рынок eGrocery будет двигаться в русле американских и европейских тенденций, и со временем заказ еды в несколько кликов станет таким же обычным делом, как, например, вызов такси через мобильное приложение3.
Доставка продуктов на дом — ниша электронной коммерции, в которой занять свое место под солнцем могут не только компании-гиганты, но и менее крупные игроки. Продовольственный бренд может сделать ставку на партнерские отношения с интернет-гипермаркетами. Подобное сотрудничество имеет выгоду для обеих сторон. Так, сервисы доставки получают удобный канал продаж и избавляются от проблемы хранения продуктов, а крупные гипермаркеты имеют процент с прибыли в одной из самых быстро развивающихся и перспективных ниш eCommerce.
Конечно, даже формат партнерства с крупным гипермаркетом не списывает со счетов множество вызовов, которые будут стоять перед молодым бизнес-стартапом. Сложностей в этой сфере много. Как минимум речь идет о разработке высокотехнологичного приложения, организации отлаженной системы управления заказами, налаживании безупречной логистики. К этому стоит добавить строгое соответствие САНПиНам и множество других тонкостей.
Значительный процент россиян лояльны к сервисам доставки продуктов. Основной спрос в этой коммерческой нише формирует возрастная группа от 18 до 30 лет. Среди активной интернет-аудитории 23% время от времени практикует заказ продуктов питания на дом; 29% не имели подобного опыта, но потенциально заинтересованы в таких услугах, — это данные исследования, проведенного институтом общественного мнения «Анкетолог»4.
Среди факторов, способных мотивировать на заказ продуктовой корзины, большинство респондентов ставит на первое место бесплатную доставку — 71%. Гарантии свежести товара — второй по значимости критерий, важный для 69% опрошенных. Доставка заказа ко времени, указанному самим потребителем, — приоритетный фактор для 61% респондентов. Для 53% важно иметь возможность беспрепятственно вернуть некачественный товар. Примечательно, что финансовая сторона вопроса оказалась лишь на пятом месте в рейтинге потребительских приоритетов: цены, ниже чем в обычном ритейле, — мотивирующий фактор для 50% опрошенных. Возможность заказа небольшой товарной корзины — опция, в которой заинтересовано 49% потенциальных покупателей. Все эти факторы важно учитывать владельцам продуктовых онлайн-сервисов при планировании бизнес-стратегий.
Как и любая другая ниша электронной коммерции, сегмент доставки продуктов имеет свою специфику. Понимая логику внутренних процессов и ориентируясь в актуальных eCommerce-показателях, можно выстраивать более эффективные стратегии продвижения и генерировать большее целевого трафика.
По данным компании Promodo5, изучившей продуктовый сегмент eCommerce-рынков Восточной и Центральной Европы в 2018 году, этой коммерческой нише присущ самый высокий показатель конверсии — 3,04%. Средний чек в этом сегменте eCommerce один из самых низких и составляет порядка $13. Здесь нет ничего удивительного: продукты — это низкомаржинальная сфера, в которой выходят в плюс только благодаря объему.
Два основных канала, генерирующих большую часть дохода в этой коммерческой нише, — поисковая выдача и контекстная реклама. Seo-оптимизация и грамотная настройка контекста должны стать приоритетными задачами при продвижении подобных сервисов. Именно на их развитие припадает основная часть маркетингового бюджета у крупных компаний в этой сфере. Несмотря на то, что email и социальные сети демонстрируют слабую результативность в этом секторе, списывать со счетов важность этих каналов неправильно. Опыт некоторых компаний показывает, что через соцсети можно эффективно повышать узнаваемость бренда, а через email — удерживать лояльную аудиторию.
При продвижении сервисов доставки продуктов хорошие результаты дает работа с микроинфлюенсерами: реклама у лидеров мнений и нишевых блогеров делает бренд узнаваемым и формирует к нему доверительное отношение. Среди особенностей этого сектора eCommerce следует отдельно отметить то, что пик заказов здесь припадает на пятницу и субботу — это важно учитывать при планировании маркетинговых стратегий.